воскресенье, 5 апреля 2015 г.

Динамика и изменчивость современной архитектуры


М.М. Бурнашева

Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская,
    арх. проект – проф. А.В. Меренков


СТРЕМЛЕНИЕ КАК ПРИНЦИП. 
ПРИМЕНЕНИЕ ТОЖДЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ АРХИТЕКТУРЫ ГОТИКИ И БИОНИКИ 
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Возникновение архитектурного стиля, новой идеи диктуется изменениями в общественном сознании. Архитектурные стили демонстрируют взгляд социума на устройство мира, отражают человеческие устремления, становящиеся и формообразующим принципом, закрепляющимся в архитектуре соответствующей эпохи, и механизмом, продвигающим как историю, так и научно-технический прогресс. Выразительнее всего эти идеи проявляются в объектах социального назначения - общественных зданиях. 
Целью исследования является выявление тождественных принципов, свойственных архитектуре общественных зданий готического и бионического стилей, для последующего практического применения в проектировании, формировании концептуального решения. 
Импульсом к созданию концепции филармонического комплекса послужило проектное задание, предоставленное Колотурским А.Н. 
Новое здание филармонии - часть культурно-развлекательного комплекса, который разместится на участке в центре города, примыкающем к пойме реки Исеть, в границах ул. Народной воли, ул. Декабристов и ул. Степана Разина. На означенной территории так же уже присутствуют: объекты культурного наследия регионального значения и едва ли не самый масштабный и известный долгострой города Екатеринбурга – телевизионная башня.
Комбинация из двух концертных залов, приблизительной вместимостью в 1600 и 800 человек, и органного – в 500, обслуживающих сцену, артистов и зрителей помещений должна, в конечном счете, составить масштабный объем филармонического комплекса.
Поскольку речь идет о музыке, неразрывно связанной с яркими эмоциональными переживаниями, возникает вопрос, какие архитектурные решения делают даже случайного прохожего – зрителем, а непосредственно зрителя подготавливают к восприятию музыкальных произведений, усиливая остроту впечатлений? 
Для меня архитектурным стилем, наделенным поистине грандиозным сопереживательным и впечатляющим эффектом при восприятии, является готика. В то же время сложившийся комплекс условий для проектирования апеллирует к более лаконичному решению, а зелень участка проектирования и близость к речному руслу – к гибкой и выразительной пластике, такой, как в бионике.
В бионической, так же как и в готической архитектуре, наглядно отражено соединение образного и конструктивного, эмоционального и рационального, результат данного взаимодействия - конструкция и форма, интерпретирующие природные объекты и закрепляющие идеи и эмоции в плотном конструкционном материале. 
Готический храм - прообраз современного общественного здания - был эпицентром социальной жизни города. Собор есть материальное выражение философской идеи, согласно которой он являлся моделью мироздания и в то же время отражал устремление человеческого сознания к сакральному абсолюту. 
Общественное здание, выполненное в бионическом стиле, не менее наглядно отображает процессы взаимодействия между людьми. Реализуется концепция, выражающая и мысль, и действие, учитывающая динамику масс и социальные траектории движения. 
Готический и бионический стили имеют некую герменевтическую общность, которую можно выразить в следующих принципах: 
- Применение инновационных (для своего времени) конструктивных систем, материалов, технических и инженерных возможностей в максимальном объеме. Утилитарное и конструктивное становится образным, композиционным. Форма дематериализуется, а материал не определяет внешний образ. 
- Синтез архитектуры и скульптуры, единое и движимое выражение архитектурных принципов. Внутреннее пространство не статично, создает визуальный эффект постоянного движения, что выражается текучестью и многозначностью форм. Не все многочисленные детали конструктивно необходимы, но каждая из них, в различных вариациях, повторяет и раскрывает основное устремление здания. 
- Важное значение имеют композиционные оси и доминанты, их динамика и ритмика, интерпретирующие жизненный путь человека и моделирующие траекторию его перемещений в контексте архитектурного объекта, движение человеческого сознания в эпоху готики и человеческой мысли в наше время. 
- Стилистическое и смысловое единство внутреннего и внешнего пространств, реализация принципа «изнутри наружу». Конструктивная и образная система целостны, эффектны. 
- Результатом формообразования является не столько организация объемов, сколько формирование особой, ирреальной внутренней среды и преобразование внешней. Большую значимость в решении интерьера играет свет, баланс естественного и искусственного освещения, усиливающий общее впечатление. Стиль не оформляет пространство, а превращает все вокруг себя — отдельные формы, землю, небо и природное окружение — в образно-значимое целое. 
На базе выявленных принципов строится концепция формирования культурно-развлекательного комплекса в городе Екатеринбурге. 
При проектировании объекта ставилась цель гармонично вписать его в городскую и природную среду, связав с окружающим городским и природным пространством в некое образно-значимое целое. 
Размещаемые на участке функциональные блоки трех залов и репетиционных помещений связаны развитой системой эксплуатируемых кровель, так же формируются две сценические площадки на свежем воздухе: первая - возле расширенного речного русла и вторая - на эксплуатируемой кровле филармонического комплекса над залом наибольшей вместимости. 
Предпринята попытка, следуя принципу «изнутри наружу», достичь стилистического и смыслового единства внешнего и внутреннего пространств. За счет композиционных осей и доминант, их динамики и ритмики моделируются траектория перемещений человека и сценарий его поведения в контексте культурно-рекреационного комплекса. 




Е. А. Климцева

Руководители: НИРС – проф. М.Г. Безирганов,
арх. проект – доц. В.В. Громада


ДВИЖЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ. ПРИЕМЫ ДИНАМИКИ В «ЖИВОЙ» АРХИТЕКТУРЕ

Динамику в архитектуре можно классифицировать по двум направлениям: трансформируемая и адаптивная; а приемы по трем: динамика планировочной структуры, поверхностей и объема.
Говоря о динамике в жилых зданиях, акцентируем факторы, влияющие на трансформацию:
  • природный фактор. Природным компонентом является ветер, который воздействует на трансформируемые системы прямым воздействием, либо генерирует энергию для последующей эксплуатации;
  • антропогенный фактор выявляет благоприятную среду обитания человека и в последующем определяет методы достижения ее;
  • Smart системы. Являются современной технологией по управлению зданием, представляющей возможность оптимизировать все происходящие процессы.
Динамика в планировочной структуре в настоящее время достигается за счет использования принципа свободных планировок. Прием может применяться путем использования элементарных занавесей, складывающихся перегородок для объединения или изоляции того или иного пространства или полной рефункционализацией помещения. Таким образом, можно сказать, что планировочная структура трансформируется под действием антропогенного фактора, который определяет саму цель трансформации и максимальную эффективность.
Динамика поверхности в жилых зданиях чаще всего используется в качестве фасадных элементов. Фасадные элементы могут разделяться на два вида: исполняющие только эстетические функции и элементы, регулирующие микроклимат квартир.
Фасадные элементы, выполняющие эстетические функции, способны изменять плоскость фасада под действием природного фактора (как правило, таким природным компонентом является ветер). 
Трансформируемые фасадные системы, изменяясь под воздействием внешних факторов среды, таких как солнечная радиация, позволяют обеспечить каждую ячейку своим индивидуальным микроклиматом. 
Благодаря современным компьютерным технологиям, используя SMART системы, архитектура преобразовалась в адаптивную, позволяя при введении определенных параметров изменять плоскость фасадных систем без участия человека. 
Динамика объема жилого здания в целом может осуществляться путем изменения его объемных характеристик или расположения, контролируемых внутренними конструктивными элементами, реагирующие на внешние факторы среды. Такая архитектура может быть как адаптивной, так и трансформируемой. 
Динамика в архитектуре жилых зданий позволяет создать качественное жилье с индивидуальным микроклиматом, возможностью изменять его структуру и функциональную составляющую. 





О.В. Цайзер

Руководитель: НИР – проф. Ю.С. Янковская


АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
В СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ

Спорт в мировой истории всегда был и остается одним из главных элементов жизни человека. В любой стране, в любое время, независимо от политической, экономической и социальной ситуации проходили важнейшие спортивные события, а места их проведения становились центрами притяжения населения. На малых площадках воспитывались звезды, что бы потом перед многотысячной публикой поставить мировой рекорд.
Развитие спортивной индустрии связано с вливанием больших объемов инвестиций и человеческих ресурсов на этапе реализации и с пропорциональными затратами на периоде эксплуатации объектов любого масштаба. В связи с этим становится наиболее важным обсуждение следующих вопросов:
  • разработка принципов и решений для возможности полноценного функционирования на всем периоде эксплуатации, адаптация объемно-планировочных решений под многофункциональность использования. Так построенные в середине прошлого века объекты зачастую предназначались для одной функции, что привело к функционально-планировочным, социально-экономическим и градостроительным проблемам сегодня. Свежим примером может служить олимпийские площадки в Пекине, которые сразу после завершения игр потеряли свои основные функции и возможность дальнейшего применения в полном объеме, что привело к необходимости внесение срочных архитектурно-планировочных решений, для обеспечения достижения рентабельности и снятия финансовой нагрузки с городской среды.
  • имеет важное значение вопрос возможность модернизации существующих проектов, развитие и оптимизация ныне проектируемых для сложившихся городских структур и адаптации существующих спортивных объектов под новые функции, либо развитие основных за счет повышения класса объекта.
  • возможность развития не только крупномасштабных проектов, но и объектов местного значения и локального охвата обслуживания. Нагрузка на обслуживание объекта среднего масштаба ложится на города, дополнительное внешнее сопровождение минимально. Это требует обеспечения максимальной функциональной насыщенности комплекса.
Помимо вышеизложенных главных вопросов, существует ряд вопросов-задач связанных непосредственно с проектной стадией, направленных на реализацию основных потребностей.
  • необходимость структурирования и анализа большого объема информации по отдельным элементам спортивных объектов, отвечающих за рентабельность и качество его эксплуатации.
  • необходимость анализа различных классификаций спортивных объектов для выявления основных потребностей населения и, как ответ, будущих характеристик объекта
  • необходимость анализа градостроительного аспекта постановки спортивного объекта, потребности и уровень взаимовлияния объекта и его окружения.
Практика последних лет показала необходимость структурирования мирового и отечественного опыта проектирования спортивных объектов. В настоящее время нормативная база по проектированию спортивных сооружений устарела. В существующих нормативных документах и литературе рассматриваются только общи вопросы по функциональному зонированию, почти полностью отсутствуют понятие многофункциональности и ее принципов в структуре спортивного объекта. Нет документации о принципах применения, подбора и выбора тех или иных решений. Отсутствие универсальных моделей и шаблонов при разработке объектов влечет за собой ошибки при выборе и закладывании основных функциональных и технических решений.
Все это подтверждает актуальность темы и ее социальную значимость, а развитие спортивной индустрии и уровень затрат требует оперативной разработки данного вопроса, разработки основных функциональных моделей спортивных объектов.



А.В. Боева 

Руководитель: НИРС – доц. М.В. Винницкий
арх. проект – доц. М.В. Винницкий


МОБИЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА

В настоящее время в нашу повседневную жизнь все больше проникает понятие «мобильность». Это происходит независимо от сферы применения данного понятия: это и связь, и транспортная зависимость человека и экономики в целом, и просто сфера жизнеобеспечения. 
Однако есть область, в которую данное понятие вошло лишь незначительно – это человеческое жилище. Капитальность, связывающаяся в человеческом сознании с безопасностью, долговечностью и надежностью зданий, была исторически присуща зданиям и сооружениям народов, ведущих оседлый образ жизни. Свойство мобильности построек было характерной особенностью у народов с кочевым образом жизни, при котором на первый план выдвигались требования минимальных затрат труда и времени на их возведение, разборку и передислокацию. 
На протяжении значительного периода времени мобильные и быстровозводимые здания и сооружения почти не были востребованы и в общем объеме строительной продукции составляли незначительную долю. Однако, за последние десятилетия в условиях динамичного, быстро изменяющегося мира наметилась устойчивая тенденция к повышению спроса на строительную продукцию, обладающую свойствами мобильности и трансформируемости. 
В наибольшей степени удовлетворяют этим требованиям быстровозводимые здания и сооружения. 
Термин «мобильное» по отношению к жилищу применяется и рассматривается в двух аспектах. 
С одной стороны, он означает соответствие жилища изменяющимся потребностям и образу жизни людей, с другой – понимается как физическая подвижность, проявляющаяся в трансформации и передвижении. 
В свою очередь трансформация включает:
– качественное изменение здания путем преобразования внутренних элементов при сохранении его постоянных размеров, что обеспечивает многофункциональное использование внутреннего пространства жилища;
– количественное изменение размеров жилища, связанное с его конструктивной трансформацией. 
В современной жизнедеятельности человека встречается различное назначение мобильных жилых, а может быть, и не жилых модулей. 
Непосредственную актуальность тема данной работы представляет и для Уральского региона, особенно для Севера и Западной Сибири. Сейчас возрастает роль туристических маршрутов на данные территории: Пермского края; Свердловской области; Ханты-Мансийского автономного округа; Коми-Пермяцкого автономного округа и др.
И очень важной задачей является сохранение территории в ее девственном обличье: предотвратить загрязнение и уничтожение нынешних поселений, флоры и фауны.
В связи с этим представляется невозможным воздвигать масштабные строения гостиниц и общих культурных заведений. На помощь приходят как раз такие небольшие портативные, транспортабельные, мобильные временные строения со всеми удобствами, необходимыми современному городскому жителю, но которые никого не потревожат и дадут возможность людям отдохнуть и познать новое. Здесь же рассматривается концепция "умного дома". 
При проектировании мобильного жилого модуля основной задачей  является создание такого сооружения, которое обладало бы максимальной заводской готовностью, транспортабельностью, минимальными массой и объемом в разобранном состоянии, наименьшим временем возведения и при этом высоким комфортом. Основные свойства таких модулей: разборность, компактность, легкость. А оборудование модуля, как правило, занимает минимум жилищной площади и позволяет обеспечить комфортные условия для проживания. 





В.В. Авраменко

Руководители: НИРС – проф В.И. Жердев,
   арх. проект – доц. М.В. Винницкий


ДИНАМИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Концепция динамической архитектуры включает в себя широкий круг направлений, связанных с изменением, движением, перемещением самого здания или его частей. 
За последнее время сильно изменилось отношение к восприятию архитектуры в целом, если раньше стабильность была залогом долговечности, то теперь это способность к изменениям, гибкость планировочных и конструктивных решений и систем. 
Многие архитекторы в России и за рубежом исследовали это направление в своих проектах. Толчком к этому послужили события 20 века: революция и смена государственного режима в России, научно-технический прогресс, которые дали повод архитекторам, инженерам и проектировщикам смотреть далеко в будущее. 
Большинство проектов того периода так и остались не осуществленными. Но на смену предыдущему пришло другое поколение, которое с новой силой взялось за развитие динамической архитектуры, в чем-то переосмыслив ее идеи. 
Имея в запасе новые технологии в строительстве, конструкциях, материалах, способах проектирования, позволяющие построить здание с учетом не только существующих условий, но спрогнозировать и заложить дальнейшую возможность трансформации и адаптации к новым условиям эксплуатации. 
Если рассматривать архитектуру как «живую» систему, как совокупность свойств и функций, направленных на поддержание жизни и развития, мы должны эти же принципы переносить и на сам архитектурный объект здания и сооружения. 
Заложение возможности развиваться и приспосабливаться к времени и к окружающей среде должно стать неотъемлемой частью проектирования и строительства. За счет этого архитектура сможет полноценно существовать как в пространстве, так и во времени.
Трансформация может проходить на разных уровнях объекта:
  • охватывать весь объем здания; 
  • происходить в плоскости фасадов и крыш; 
  • подвергать трансформации внутреннее пространство, планировочные решения здания. 
Также трансформации могут иметь цикличный и ацикличный характер и быть направленными на решение различных задач: функциональных, эстетических, экологических, социальных, градостроительных и др. 
Методы трансформации и адаптации могут применяться в самых разнообразных видах архитектуры - от сельскохозяйственной до жилой, в том числе и в ландшафтной архитектуре, и особенно в местах с холодным климатом. 
В своей работе я предполагаю проанализировать имеющиеся возможные методы и принципы трансформации и адаптации архитектурных объектов, предложить набор рекомендаций для проектирования в региональных условиях и разработать проектную модель с применением этих рекомендаций. 




Е.В. Акилова

Руководители: НИРС – доц. М.В. Винницкий,
                                                               арх. проект – доц. М.В. Винницкий


ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЛИКА ЗДАНИЯ
КАК СРЕДСТВО АРХИТЕКТУРНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Существуют различные виды трансформации фасадов зданий, каждый из них привносит свой вклад в формирование образа, композиции фасада, силуэта здания.
По технологическому принципу можно разделить трансформацию фасадов на 4 группы: фасад динамически преобразуется самим зрителем; трансформация под воздействием природных явлений (происходит вследствие каких-либо природных явлений: ветер, дождь и т.д.); трансформация, использующая электроэнергию для изменения формы, световая трансформация, изменение освещения, цвета (LED, медиа экраны, маппинг). 
Наряду с традиционными средствами выразительности композиции в архитектуре (ритм, метр, игра объемов, пропорции, тектоника, симметрия и т.д.) в трансформирующихся фасадах можно выделить динамику элементов фасада или его плоскости, изменение цветового решения (например, с помощью LED технологий), изменение формы, силуэта здания (вращающиеся этажи, трансформируемая кровля). Все эти средства влияют на раскрытие образа здания, формируют композиционно-пространственное решение. 
Сегодня трансформируемые фасады преимущественно используются для создания уникальных зданий, которые играют важную роль в жизни города, его облике. Чаще всего такие здания имеют общественное назначение. Важность трансформации фасадов именно общественных зданий объясняется не только их расположением (большая часть находится в центре, формирует облик города), но и наибольшей потребностью выглядеть актуально, привлекательно для своих посетителей. Здесь экстерьер формирует имидж здания, его статус, часто является элементом бренда. 
Поэтому, в качестве объекта проектирования здания с трансформацией фасадов было выбрано здание театра. Театральные здания являются одними из важнейших объектов культурно-общественной жизни населения городов.
Объект исследования: фасадные решения общественных зданий.
Предмет исследования: приемы формирования выразительности фасадов при помощи их трансформации, включающие художественные и конструктивные решения и современные технологии.
Цель исследования: формирование концепции проектирования зданий с заранее спланированной возможностью изменения их облика.
При проектировании здания с трансформируемыми фасадами следует учитывать особенности восприятия архитектурной формы и ее элементов человеком. Это позволит создать наиболее эффектную композицию, правильно расставить акценты, подобрать масштаб динамических элементов. Расположение здания в городской среде, основных видовых точек также влияет на решение фасадов, выбор способа трансформации, размер и количество деталей. Необходимо разрабатывать сценарий изменения фасадов, чтобы учесть возможные композиционные решения, интерактивность.




В. А. Ларионова

Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская,
арх. проект – доц. В.В. Громада


ТРАНСФОРМАЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ

Мы живем в период глобализации, где роль внешних факторов стремительно возрастает, потребности общества в современных условиях постоянно изменяются. 
В связи с этим, становятся актуальными новые методы проектирования и строительства, где поиск архитектурной формы, в первую очередь, учитывает изменения требований общества и позволяет предусматривать изменение и адаптацию в зависимости от функциональной значимости объекта и окружения.
Архитектура все еще понимается и воспринимается как законченный объект. Даже не смотря на то, что появились новые способы строительства, технологии, материалы, архитектурные объекты в большинстве своем остаются статичными. В практику строительства трансформируемая архитектура была внесена только в 60-70 гг. в утопиях, конкурсах, экспериментах, прототипов и патентов. 
Трансформация архитектурных объектов стремительно входит в нашу жизнь, пусть и на примерах нашего города. Вследствие этого появляется необходимость изучения специфики трансформируемых конструкций, внедрения их в современную архитектуру и адаптация к нашему городу.



Комментариев нет:

Отправить комментарий