воскресенье, 5 апреля 2015 г.

Социально-психологические аспекты проектирования


Е.Р. Полянцева

Руководитель: НИР - проф. Ю.С. Янковская 


ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

Создание комфортной и безопасной окружающей среды входит в число первоочередных задач, стоящих перед проектировщиками. Предотвращение незаконной криминальной активности находится не только в сфере компетенции специалистов по безопасности, а меры по защите здания не заканчиваются установкой систем контроля и управления доступом. Планировка и конкретные архитектурные детали вносят свой вклад в защиту архитектурного пространства, будь то здание, отдельный планировочный элемент или часть окружающего его городского пространства. Объемно-пространственное решение, выполняемое проектировщиком, первично и составляет канву для дальнейших действий. 
Таким образом, для создания безопасной среды важен физический контроль над пространством. Понятия «фильтр», «коннектор», «барьер»  и  «выключатель», впервые введенные в книге норвежского теоретика архитектуры Кр. Норберга-Шульца «Намерения в архитектуре», помогают разложить объемно-планировочную структуру здания на составные части, каждая из которых играет свою роль. Глухая стена, таким образом, служит как фильтр тепла и холода и является барьером для света. Двери и окна имеют характер выключателей, поскольку они могут остановить это или связать при желании. 
В основном мы определяем «коннектор» как средство установления прямой физической связи, «фильтр» как средство сделать связь управляемой, «выключатель» как регулируемый коннектор, и «барьер» как отделяющий элемент. Все возможные состояния физического контроля, входящие в проблему строительства, могут быть анализированы средствами этих «фильтрационных» понятий. 
В результате мы приходим к чистому определению необходимости соединения и отделения элементов. «Структурные возможности» измерения «физического контроля», таким образом, описаны в терминах  элементов и связей. 
Элементы – это энергии (существующие и желаемые, будь то солнечный свет, ветер, температура наружного воздуха, передвижение людей и т.д.), а связи – «фильтры», которые трансформируют существующие энергии, воздействующие на здание, в желаемые.
Окружающее пространство влияет на потенциального преступника и его образ действий, что составляет сферу изучения средовой криминологии. 
Окружающая архитектурная среда формирует условия, которые вносят вклад в создание возможностей для совершения преступлений, подавая преступникам сигналы и обеспечивая удобные условия. Кроме того, среда может образовывать особые образцы таких возможностей. В исследованиях по данной теории предполагалось, что на выбор преступников влияет восприятие ими уязвимости и доступности потенциальной мишени преступления.
Возвращаясь к архитектуре, провокация или обратный посыл, говорящий о том, что данное пространство защищено, зависят от архитектурного оформления окружающего пространства. Предотвращение преступлений с помощью дизайна среды – теория в средовой криминологии, базирующаяся на предположении о том, что соответствующий дизайн среды и архитектурное окружение могут улучшить качество жизни, уменьшая количество преступлений и чувство страха и боязни преступлений у людей. 
Процесс использования и приспособления теории к различным условиям и ситуациям указывает на важность междисциплинарного подхода при создании городской среды, защищенной от преступных посягательств. Сравнительный анализ указал общие черты всех направлений, так или иначе развиваемых внутри них принципы первоначальной теории – поддержку, иерархию пространств, территориальность, наблюдение, контроль доступа, а также отличия и проблемы, возникавшие при применении данных концепций в проектировании. 
Принципы обеспечения безопасности: территориальность, наблюдение, контроль доступа и другие – универсальны в отношении применения в различных условиях и на всех масштабных уровнях – от отдельных зданий до городских районов. 
Безопасность и её нужды должны  учитываться на самых раних этапах проектирования, поскольку защита является базовой человеческой потребностью и основной отличительной чертой сооружений, используемых людьми. Социальный успех современной архитектуры достижим только при учете требований по созданию безопасной среды и устранении существующих проблем с безопасностью. 



К.А. Дюев 

Руководитель: НИР - проф. Ю.С. Янковская


ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Все окружающее пространство, включая архитектуру и благоустройство, люди создают по своему образу и подобию, согласно собственным представлениям. Однако при проектировании любого пространства или здания необходимо помнить, что оно, скорее всего, переживет самого архитектора, будет служить долгое время. 
В зависимости от обстоятельств, это, вероятно, даже тысячи лет. По сути, проектируя, архитектор создает будущее пространство, которое тесно переплетается с жизнью людей и будет влиять на неё.  
Пространство задает стереотип поведения человека и может служить фактором, влияющим на социальную свободу человека. Соответственно, архитектор имеет реальные рычаги влияния на поведенческие стереотипы людей как в настоящем, так и в будущем. Благодаря этому, проектирование представляется гораздо более сложным процессом, в котором необходимо учитывать возможные варианты развития событий, модели поведения людей в будущем, представления о комфортности проживания для людей будущего и т.п.
Но прогресс не стоит на месте, и у людей будущего будут уже совсем другие потребности, которые зачастую невозможно предугадать. Поэтому процесс проектирования должен быть, прежде всего, связан с исследованием конкретного общества или его части, для которой предназначается пространство, с тем, чтобы попытаться выйти на некоторые решения, не противоречащие существующей ситуации и предполагающие разные варианты развития в будущем. 
Таким образом, вполне вероятным решением проблемы может быть обозначение неких неизменных элементов (которые практически не будут меняться со временем) и элементов, подверженных вероятному изменению.  
К первой группе можно отнести такие факторы как: общая эргономика человека, комфортное расстояние для пешего хода, примерное количество человек в семье, а так же климат и т.п. 
Меняющимися факторами могут быть: предполагаемая экономическая ситуация в стране или данном регионе, вероятное изменение строительных материалов и возможностей по возведению зданий в принципе, рост семьи (должен быть учет вероятных надстроек или пристроев к существующим зданиям) и т.п. 
Таким образом, архитектура должна стать объектом с заранее запроектированными элементами, способными к изменению, стараясь при этом одинаково служить человеку как в настоящем времени, так и в будущем.



Н.В. Фукалова 

Руководители: НИР - доц. М.В. Винницкий 
арх. проект - В.Ж Щуплецов 


СОЦИОЛОГИЯ В АРХИТЕКТУРЕ ЖИЛИЩА

Представленная научная работа раскрывает тему социальных аспектов в области архитектуры. 
В наше время перед архитекторами возникают проблемы, отличающиеся от проблем середины и конца 20 века. Они характерны тем, что решать их нужно комплексно, объединяя социальные, экономические и архитектурные мероприятия. Это делает социологию архитектуры необходимым условием развития самой архитектуры внутри развивающегося общества. 
Современная архитектура является средством, призванным формировать в комплексе всю среду обитания человека и тем самым оказывать воздействие на общество.
На устройство жилища глубокое влияние оказывает социальная структура общества и социальные процессы, происходящие в нем. 
Одним словом, жилище - это не только архитектурная, функциональная, техническая, но и социальная категория.
Существует потребность в раскрытии закономерностей формирования и развития социального знания в архитектуре жилища, в разработке и теоретическом обосновании принципиально новой системы взглядов на процесс и методы архитектурного проектирования жилища. 
В данной научно-исследовательской работе изучаются средства и приемы, возможность использования специальных технологий, концепций и знаний, направленных на снижение влияния неблагоприятных факторов социальной среды для создания комфортных условий проживания человека.




Ю.А. Ширинкина 

Руководители: НИРС – доц. М.В. Винницкий,
                                                      арх. проект – доц. В.Ж. Шцплецов


ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Проектирование и строительство культовой архитектуры динамично развивается на всем постсоветском пространстве. Причины этого понятны и очевидны – стремление восстановить утраченную за время советской власти былую роль религии и сами культовые сооружения. 
Современная культовая архитектура сейчас находится на этапе формирования новых принципов формообразования и поиска нового стиля. 
Но, к сожалению, отмечается низкое качество многих современных храмов, их безвременность, подверженность исторической стилизации. Также, с применением более механизированного строительства, уходит живое творчество, утрачивается психологическая, душевная составляющая храма, при том, что она является наиважнейшим фактором культовой архитектуры. Ведь архитектура храмов определяет настрой, состояние для общения с Богом, воспитывает человека, помогает формировать определенное мировоззрение нескольких поколений людей.
В течение многих веков церковное зодчество являлось основой русской архитектуры. Образ русского храма разительно менялся со временем, но неизменно сохранял самобытность. Церковная архитектура глубоко связана с народной жизнью, с историей государства. Вновь возводимые церкви должны и сейчас становиться достойным, ярким воплощением нашей культуры и истории.
Неизменность церковного предания и заветов храмового зодчества не означает для Церкви отказа от современности, не требует от церковной архитектуры непременного ухода к святой старине. Важно выявить психологические особенности восприятия тех или иных форм архитектуры храма, а также цвета, света, материалов и изучение силовых полей восприятия объектов для создания психологически комфортной каждому и достойной архитектуры русского храма.
Предполагается, в результате научно-исследовательской работы выявление принципов, закономерностей, особенностей влияния архитектуры храма на человека поспособствует помощи в решении проблем строительства современной православной архитектуры.




Комментариев нет:

Отправить комментарий